Растущий город в конце 20-х годов XIX века все острее чувствовал нехватку «живой» пресной воды. Князь М.С.Воронцов, на имя которого поступали многочисленные проекты поиска источников, с сожалением писал что колодцы как источники воды — это не выход. Эти источники залегают слишком глубоко, да и воды в них порой недостаточно, чтобы решить проблему воды в масштабах целого города.
В проектах на имя губернатора Новороссии предлагались интересные идеи и пути решения проблемы водоснабжения города. В конце 20-х годов инженер-полковник Шишов предлагает свой принципиально отличающихся от предшествующих проект — сооружение судоходного канала из Днестра в Одессу, протяженностью10 км что позволяло как-то решить проблему питьевой воды. Но руководство города, приняв в целом его идею — сооружение канала, внесло свои коррективы. Канал проводить не от реки Днестр, а от Буга.
Для инспекции этих идей и версий из Англии прибыл опытный инженер Унтон. Его пригласила городская Дума, выделила ему 500 рублей гонорара ассигнациями. Начал он свою работу в мае 1982 года сразу по прибытии в южные районы Новороссии.
По возвращении Унтон представил на имя генерал-губернатора рапорт. В нем говорилось, что изучение местности в районе сел Маяки и Граденицы показывает что это единственно возможное место, в окрестностях города которое находится на возвышении 180 футов над уровнем моря, и что решить проблему водоснабжения можно только за счёт механического воды в этот район. Кроме того в рапорте указывалось, что устроен водопровод должен быть на расстоянии 15 верст от Тирасполя, чтобы избежать его прохождение через болотистое место. Серьезным препятствием в проведении в город воды инженер считал разные уровни в районе Днестра и низкими районами города Одессы.
По предварительной оценке осуществление проекта требовало 610 млн. рублей, включая финансирование работ на открытые каналы на 253 версты, подземные каналы на 22 версты, каменные водопроводы на 280 верст.