Не можем не упомянуть еще один момент. В то время, когда Дума выделяет долгожданные 10 тыс. на первоначальные работы, вдруг в сентябре 1867 года в Думу поступает еще одно неофициальное предложение от американца Энгельмана. Он старался убедить администрацию города и Думу, что если уже «ведут к их городу железную дорогу, почему же не провести железный водопровод? Рельсовый путь, имеющий в недалеком будущем соединить Одессу с обеими столицами и многими губерниями империи, умножит ее народонаселение, а следовательно, и умножит потребность в воде».
В своем прошении Энгельман обязывается, если ему разрешат устроить водопровод из чугунных или железных труб, то объем поставляемой воды должен был составить полтора миллиона ведер в сутки. Гарантировалось завершение работ в течении трех лет. Предприниматель, не страшась никого и ничего, испрашивал для себя права пользоваться водопроводом монопольно, в течении более семидесяти лет, по истечению которых он без всякого вознаграждения переходил бы в собственность города. Оговаривалась и плата за воду — за ведро -полкопейки серебром, за сороковедерную бочку — 12 копеек, а за водопой лошади — 1 копейку серебром.
Подобных инициатив было много. Приведем еще один характерный пример. В течение 1867-1868 гг. в Думу поступило свыше 30 предложений от других предпринимателей, в том числе зарубежных. Среди заслуживающих внимание были проекты Г.Геноха, Коквра, Симптона, Задлера и Армана, Швабена и Моора. В отличии от других претендентов на устройство водопровода, Задлер и Арман, Швабен и Моор не требовали от города денег, а лишь просили гарантий на сбыт воды. Так Задлер и Арман — петербургские предприниматели гарантировали городу поставку двух миллионов ведер в сутки, плату предусматривали за бочку изначально 20 копеек, с последующим понижением до 9. Срок концессии определялся 45 лет, после чего водопровод со всеми постройками переходил в собственность города.